Беспилотники ЯндексТакси появятся в Талдыкоргане?

О громкой новинке рассказал глава представительства ЯндексТакси в Казахстане Тамирлан Шапиев, сообщает Kapital.kz .

Почти 7 лет назад российская компания «Яндекс» запустила смелый экспериментальный проект— технологичный сервис онлайн-заказа такси. Напоминаем, ЯндексТакси появилось и в Талдыкоргане

Главным аргументом в его пользу был тот факт, что сервис органично сочетался с ее миссией— помогать людям в решении повседневных задач. Проект успешно развивался и в 2014 году выделился в отдельную компанию.

«Мы все еще похожи на большой стартап и до сих пор остаемся самым быстрорастущим сервисом Яндекса»,— заметил в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, Тамирлан Шапиев. Он рассказал, как работает бизнес ЯндексТакси.

—Расскажите, какие технологические фишки использует ЯндексТакси в своей работе?

—ЯндексТакси по своей сути и есть набор технологий— в конце концов, в Яндексе больше трех тысяч разработчиков. Это в первую очередь «умная» система распределения заказов. Заказ автоматически достается не ближайшему водителю, а тому, который с учетом текущей дорожной ситуации может доехать до пассажира быстрее всего. Учитывается и рейтинг водителей. Тот, у кого он выше, получает заказы в первую очередь. Если же рейтинг водителя опустится ниже порогового значения, его автоматически заблокируют. Более того, как только водитель выехал с пассажиром, система прогнозирует, за какое время с учетом пробок и дорожных работ он доберется до заданной точки, и подбирает новые заказы на это время в нужном районе, чтобы водителю пришлось поменьше ждать. Наши технологии навигации помогают построить и походу движения перестраивать самый быстрый маршрут с учетом пробок. Таким образом, pay time у водителей, работающих с ЯндексТакси, то есть время, которое водитель проводит за выполнением заказов, больше 50% от общего рабочего времени. Это в несколько раз выше, чем у традиционных диспетчерских или уличного извоза.

Есть и много других полезных фишек. Например, способность системы в момент заказа такси точно рассчитать стоимость поездки, которая не изменится, каким бы образом потом ни поехал водитель ( это непросто так, это тоже сложная технологическая история). Или альтернативные точки посадки— когда система подсказывает пассажиру, что можно обойти дом не с одного угла, а с другого, и машина приедет туда быстрее, а добираться оттуда будет намного дешевле. Или онлайновая служба поддержки вместо телефонной. Именно благодаря нашим технологиям снижается главная составляющая себестоимости поездки— время простоя и холостого пробега водителя, исчезают затраты на содержание диспетчерской и др. Таким образом, мы можем сделать поездки доступнее для пользователей, при этом водители имеют возможность достойно и легально зарабатывать.

—Компания как-то контролирует качество работы водителей?

—Мы сотрудничаем не с отдельными водителями, а с таксопарками, поэтому работа с водителями лежит на наших партнерах. Но у нас есть и собственные технологии контроля качества.

Во-первых, это мобильный контроль— аналог «тайного покупателя». Мы вызываем водителя, но он не знает, что едет на вызов именно к нам. Когда водитель приехал, к нему подходит асессор, осматривает автомобиль, салон, делает снимки и после этого выносит вердикт, пропускаем мы эту машину на линию или же отключаем от сервиса, пока водитель не устранит недочеты. Асессоры уже работают в Алматы и Астане. Скоро они появятся и в других городах, где присутствует ЯндексТакси.

Во-вторых, это ДКК— дистанционный контроль качества. Каждые несколько дней водитель делает снимки машины снаружи и внутри в нескольких ракурсах, и система автоматически анализирует фото на предмет повреждений и отправляет асессорам на анализ только спорные случаи.

Наконец, главный помощник в управлении качеством— сами пользователи, которые ставят водителям оценки в приложении и отправляют нам отзывы. Чем чаще вы будете это делать, тем больше в сервисе будет хороших, вежливых водителей на чистых машинах, и тем меньше будет плохих.

—Над какими новинками компания работает в данный момент и на сколько это дорого?

—Мы не очень любим делиться планами. Но приведу пару примеров. ЯндексТакси начал тестировать авторизацию водителей по голосу и чертам лица. Это нужно, чтобы исключить случаи, когда за рулем машины к пассажиру приезжает не тот водитель, который зарегистрирован в системе. Такие ситуации, к счастью, бывают редко, но случались они и в Казахстане. Новая система основана на собственных технологиях Яндекса— компьютерного зрения и распознавания речи.

В конце прошлого года ЯндексТакси запустил в России собственное бесплатное страхование водителей и пассажиров. Сейчас мы готовимся к запуску аналогичной программы в Казахстане, так что если страховая компания хочет стать нашим партнером, обращайтесь— обсудим сотрудничество.

Ну и самая громкая наша новинка— знаменитый беспилотный автомобиль Яндекса, над которым работают как раз в ЯндексТакси. На самом деле мы разрабатываем не столько автомобиль, сколько аппаратно-программную платформу, которую можно будет установить на любой серийный автомобиль, чтобы превратить его в беспилотник. Испытания прототипов пока проходят на закрытом полигоне, но мы уже несколько раз выпускали их на улицы Москвы.

—Это такая неоднозначная разработка…

—Да, вопросов еще много, и это проблема не ЯндексТакси и неконкретной страны, а всего мира. Но очевидно, что, когда они будут решены, ездить на беспилотнике будет дешевле и безопаснее, чем на обычном такси с водителем. Беспилотник не устает и не хочет спать, исправно соблюдает ПДД, его датчики реагируют на дорожные события быстрее, чем человеческие органы чувств. А накопленный опыт, накотором постоянно обучается беспилотный автомобиль, в миллионы раз больше, чем один водитель способен набрать за всю жизнь.

—Когда такси-роботы могут появиться в Астане, Алматы, Талдыкоргане?

—Мы считаем, что в течение пяти лет беспилотные автомобили начнут массово появляться на улицах городов. Законодателям во всем мире нужно время, чтобы продумать регулирование, внести необходимые изменения в законы соответствующих стран. Например, как определять, кто будет нести ответственность в случае ДТП.

Вы еще спросили, дорого ли делать беспилотник. Теперешние затраты не показательны. Главное для нас сейчас— получить работающую технологию, и только потом мы будем ее оптимизировать. Наша конечная цель— сделать такую платформу, чтобы она не сильно удорожила стоимость обычного серийного автомобиля.

—Как компании удается оставаться прибыльной, если она инвестирует в разработки и при этом стремится снижать стоимость своих услуг, чтобы сделать свое такси доступнее для широких масс?

—Очень правильный вопрос. Мы— технологическая компания иимеем возможность обеспечивать доступные цены напоездки именно благодаря своим технологиям. Яуже говорил, что они позволяют сильно уменьшить основной фактор, влияющий насебестоимость поездки— время простоя ихолостого пробега водителя без пассажиров. Таким образом, поездки становятся дешевле для пассажиров, при этом иводители могут заработать больше, изатраты наразработку окупают себя.

—И немного про сделку по слиянию ЯндексТакси и Uber. Уже ощущается эффект от нее? Какого КПД сделки компания ожидает за отчетный период?

—Сделка была завершена два месяца назад, поэтому никаких изменений еще непроизошло. В будущем водители ЯндексТакси и Uber перейдут на единую технологическую платформу на базе нашего Таксометра и смогут принимать заказы от пользователей обоих сервисов. Мы ожидаем, что это благотворно повлияет на качество и безопасность оказываемых услуг. Но для пользователей по-прежнему останутся два бренда, два отдельных приложения со своими особенностями. Люди смогут и дальше пользоваться тем из них, которое им подуше.

—Немного о Казахстане. Какова сейчас доля ЯндексТакси на рынке онлайн-такси в Казахстане?

—Мы, к сожалению, не можем раскрывать данные о числе поездок в отдельной стране— только по компании в целом. Но Казахстан— одна из самых важных стран для бизнеса ЯндексТакси.

—Намерен ли ЯндексТакси расширить свое присутствие в РК?

—Мы уже сильно расширились. Когда в прошлом году я пришел в компанию, Яндекс. Такси работало в двух городах РК. Стех пор их стало 20. Если увидим спрос и желание партнеров запустить сервис еще в каких-то городах, то почему бы инет.

Казахстан Талдыкрган ЯндексТакси
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
1 человек рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Ничего не найдено.